Остров пилота Махоткина / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Остров пилота Махоткина

10 октября родился знаменитый полярный летчик Василий Махоткин

10.10.2013 17:55 Анастасия Дементьева

Остров пилота Махоткина

Десятого октября 1904 года в российском селе Копорье близ Санкт-Петербурга родился будущий полярный летчик Василий Михайлович Махоткин, прославивший своё имя и профессию. Всю жизнь он посвятил Крайнему Северу, прокладывая в его суровом небе пионерские авиационные пути. К месту заметить, что Махоткин появился на свет в один день с выдающимся норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном, только на 43 года позже его.

Наступили советские времена, которые семья Махоткиных встретила уже в Петергофе. Здесь Василий поступил в Единую Советскую Трудовую школу. Юноша всерьез увлекся парусным спортом - почти все свободное время проводил в яхт-клубе на Купеческой пристани. Был в Петергофе и местный аэродром, где Василий вместе с братом часами наблюдал за авиаторами.

В 1922 году будущий летчик поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил Красной армии. Дальше была Севастопольская военная летная школа, по окончании которой в 1931 году Махоткина направили в Ейск, в Военную школу морских летчиков, где он стал одним из лучших.

Летчики выполняли различные задания, одним из них были аэропосевные работы на хлопковых полях республик Средней Азии. Тогда это была одна из важнейших народно-хозяйственных и политических задач. Параллельно Махоткин летал на самолетах транспортной авиации, работал на пассажирских авиалиниях в разных концах страны.

В 1934 году вся страна с волнением следила за судьбой экипажа ледокола "Челюскин", терпящим бедствие в суровых арктических льдах. Василий твердо решил отправиться на работу в Заполярье. Махоткин сразу показал навыки первоклассного летчика, совершив на гидросамолете "СССН-Н-26", специально оборудованном для работы в Арктике, дальний перелет в 1200 километров.

Имя авиатора не сходило со страниц прессы и стало известным стране. В июле 1935 года "Правда" информировала читателей: "Сегодня на Диксоне большой праздник - прилетел первый самолет, торжественно открыв воздушную навигацию на остров. Самолетом командует старый знакомый диксоновцев летчик Василий Махоткин. Сегодня же он вылетает на ледовые разведки по заданию ледокола "Ермак", уже вышедшего в Карское море".

В середине 30-х годов на полуострове Таймыр полным ходом шло строительство Норильска. Когда важный государственный объект был передан в управление Народного комиссариата внутренних дел, Махоткин считался первоклассным авиатором Заполярья. Именно ему поручили доставить в Норильск летом 1935 года Отто Шмидта, знаменитого советского полярника, ученого и государственного деятеля, который в тот момент возглавлял Главное управление Северного морского пути и облетал пространства Сибири.

В 1936 году Махоткин совершил свой знаменитый полет на архипелаг Земля Франца-Иосифа вместе с Героем Советского Союза Михаилом Водопьяновым. План высадки научной дрейфующей станции на Северном полюсе был одобрен правительством, и летчикам предстояло найти надежную точку для авиабазы, откуда самолеты будут стартовать на полюс. Полет Водопьянова и Махоткина вошел в историю освоения Арктики как Первая советская высокоширотная воздушная экспедиция.

Никто не мог и предположить, что прославленного летчика, награжденного орденами Красной Звезды и Красного Знамени, осудят на 10 лет за антисоветскую агитацию. Как-то в разговоре Махоткин слишком хорошо отозвался о самолете иностранного производства, не зная, что эта случайная фраза перечеркнет всю его дальнейшую судьбу. Опытнейшего полярного летчика лишили возможности сражаться с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Попав в ГУЛАГовскую рыбинскую авиационную шарашку, Махоткин познакомился с талантливыми и интересными людьми – учеными, конструкторами, деятелями отечественного самолетостроения, специалистами высшей квалификации. Среди них оказался и разжалованный капитан Красной армии будущий знаменитый писатель Александр Солженицын. В своем романе "Архипелаг ГУЛАГ"он упомянул и летчика Василия Махоткина.

Он еще долго работал в Норильске, однако летать не разрешали, и Махоткин устроился ремонтником в дробильный цех одного из местных предприятий.

Полностью реабилитироваться летчику удалось только в 1956 году, когда суд Красноярского края вынес постановление: невиновен "за отсутствием состава преступления".

Имя Василия Махоткина чтят и помнят в Норильске. В Карском море в районе архипелага Норденштельда есть остров, названный в его честь - остров Пилота Махоткина.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Горячая Арктика»:

06.11.2018
СМИ рассказали о строительстве объектов в Арктике
22.10.2018
В зоне особого внимания
20.10.2018
Вне поля зрения
27.09.2018
Эксперт: схемы управления Арктикой меняются (ВИДЕО)
26.09.2018
В Арктике впервые испытали ракетный комплекс «Бастион»
25.09.2018
Сотрудничество арктических стран - образец международных отношений (ВИДЕО)
24.09.2018
Баренцево море “раздора”
21.09.2018
Северный морской путь - ключ к развитию Севера. (ВИДЕО)
20.09.2018
Обеспечение безопасности Арктики – одна из приоритетных задач Российской армии
18.09.2018
Современная Арктика: социальный аспект
03.08.2018
Вооруженные силы Канады проведут учения в Арктике в сентябре
30.07.2018
Мировые сверхдержавы устроили возню, чтобы предъявить претензии на новый океан вокруг Северного полюса
04.07.2018
Второй отряд комплексной экспедиции Северного флота готов к выходу на Новую Землю
28.06.2018
В WWF прокомментировали выводы ученых по климату в Баренцевом море‍

Комментарии

  1. Светлана Игоревна 08.07.2017 17:37:23
    Хорошая статья. Но могу добавить со слов моего мужа Исаева Юрия Владимировича. Мой муж, будучи школьником, ходил в Дом пионеров г. Красноярска в кружок авиамоделирования, руководителем которого был В.М.Махоткин. В.М. сказал ему, что если Юра хочет заниматься в кружке, он должен хорошо учиться. Каждый раз Юра показывал ему свои отметки. В результате такого систематического контроля Юра закончил школу с серебряной медалью и поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП). По окончании ин-та попросил распределение на Рыбинский завод, директором которого был Андроник Турпитко.( кажется, Иванович) Вырос от мастера до главного инженера, защитил диссертацию, стал к.т.н., работал со многими космонавтами ( Леоновым, Береговым и другими, имеются фотографии.) в области освоения Космоса. Так В.М. Махоткин повлиял на судьбу простого мальчишки, а мальчишка продолжил, в какой-то степени, его дело и участвовал в осуществлении мечты миллионов. А возможно и мечты самого В.М Махоткина. Почаще бы наши мальчишки встречали таких людей на своём пути. Именно такие люди являются хорошими воспитателями, их пример нужен нашим детям и в жизни, и на экране, и в книгах...
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.